Как научить малыша правильно держать ложку
Картавцева Марина Семеновна, воспитатель
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 197»
Пошагово
рассмотрим, как это делается:
ШАГ 1
Возьмите
руку малыша в Вашу руку (это и есть способ «рука в руке», когда ручка малыша
находится под вашей ладонью) и действуйте совместно, направляя ласково ручку
малыша. Способом «рука в руке» опустите пустую ложку вместе с ручкой малыша в
миску (зачерпывающее движение справа налево для правши и слева направо для
левши), наполните ее едой, донесите до рта. Ведите руку ребенка ласково,
бережно, аккуратно, чтобы ему было приятно.
Именно
Ваша рука не позволит малышу сделать ошибку – она поведет ложку до рта в
горизонтальном положении и не даст ей перевернуться. Так мы можем показать
«рисунок» движения малышу. И обеспечить ему ощущение успеха и радости от того,
что у него всё уже получается!
Когда
ложка окажется у рта ребенка, подайте ему знак о том, что пора снять пищу с
ложки губами. Для этого вытяните губы вперед трубочкой, как будто вы что-то
втягиваете в себя. Попросите скушать. Малыш, подражая вам, снимет с ложки пищу.
Дайте ему на это время, похвалите малыша за то, что он ест ложкой!
Не торопите ребенка.
Повторите
еще 4 раза, после этого докормите ребенка. Большее количество движений ложкой
за один раз будет, скорее всего, слишком сложным для малыша. Тише едешь –
дальше будешь, не будем спешить! Так потихоньку начинаем приучать малыша
кушать ложкой.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ:
Интересный
игровой прием: покажите малышу, что ложка должна лететь по воздуху как
самолет, не переворачиваясь – вот как! И попросите его сделать самолетик!
Скажите рифмовку: - Ложка-ложка-самолет! Залетает …(имя ребенка) в рот! –
Ууууууу!
Этот
игровой прием позволяет малышу уловить рисунок действия – как правильно нести
ложку от тарелки ко рту.
ШАГ 2
Когда
малыш уже неплохо будет вести ложку по ее «маршруту», почувствует ритм и
рисунок движения руки с ложкой, необходимо ослабить свою руку. Вы начинаете
действия вместе, а потом аккуратно убираете свою руку, и заканчивает движение
ребенок самостоятельно. С этого шага необходимо постепенно давать всё больше и
больше самостоятельности ребенку.
В какой последовательности лучше усложнять задание:
·
Сначала ребенок сам делает самое простое
– съесть пищу и вынуть ложку изо рта. То есть все движения от начала делаем
вместе приемом «рука в руке», а этот заключительный этап малыш делает сам! При
этом обязательно его похвалить, что он кушает ложкой! (хотя пока это и не
совсем так, ведь почти всё он делает вместе со взрослым).
·
Далее убираем свою руку, когда ложка
будет примерно посередине пути от тарелки ко рту (т.е. уже направление задано).
Ребенок сам проходит «полмаршрута» ложки и съедает пищу. Первую же половину
маршрута мы делаем еще вместе с ним «рука в руке»!
·
Далее еще уменьшаем участие взрослого
в этом процессе. Вначале вместе «рука в руке» ведем ложку к тарелке и
зачерпываем еду, а дальше ребенок самостоятельно ведет ложку! И обязательно
хвалим малыша!!!
·
Остается самое сложное – это зачерпнуть,
а не съесть! Причем зачерпнуть нужное количество пищи так, чтобы ее было и не
мало, и не слишком много. Если ребенок зачерпывает из тарелки слишком много –
то теряет пищу из ложки «по дороге». Поэтому этот этап проводим так:
делаем вместе «рука в руке», но при этом ослабляем свою руку. И держим ручку
малыша всё менее крепко, пока он не научится самостоятельно зачерпывать ложкой
еду, не проливая ее. Здесь важно направлять не кисть малыша, а его запястье.
Эти шаги рассчитаны не на один день, а на недели или даже месяцы. Конечно же, некоторым детям требуется меньше времени на освоение этого навыка. А для кого-то потребуются все шаги в медленном темпе и большое терпение взрослого. Но в любом случае при такой пошаговой помощи ребенку намного легче овладеть ложкой, чем, когда ему просто дают и требуют из нее есть!
ШАГ 3
Если ребенок частично уже научился кушать ложкой сам. Но еще иногда ошибается, покажите ему в очень замедленном темпе, как Вы зачерпываете пюре или суп ложкой, как несете ее ко рту, как наклоняете, как снимаете губами пищу. Нужен именно очень медленный показ момента, который не получается у малыша. Затем ребенок пробует действовать по образцу сам, но с еще со словесной помощью: «возьми немножко каши, чуть – чуть» и т.д. Прием «рука в руке» уже не нужен, необходим только напоминание и медленный показ, если что-то не получается у ребенка.
ШАГ 4
Когда Вы
заметите, что ребенок может сам горизонтально нести ложку до рта и снимать с
нее пищу губами, то это значит, что обучение навыку завершено успешно! Дальше
дело за практикой. Но поскольку ребенок очень сильно устает, есть ложкой,
то даже на этом шаге взрослый докармливает ребенка, не отбирая у него его
ложку!
Если ребенок приходит в детский сад и уже может
самостоятельно есть из ложки, но держит приемом «захват кулачком», то в период
адаптации не переучиваем! В дальнейшем используем игровой прием с игрушкой
(куклы би-ба-бо), которая приходит во время приема пищи и наблюдает за детьми.
Тех детей, которые уже умеют правильно держать ложку, воспитатель от игрушки
хвалит и гладит по голове, а остальным детям воспитатель вкладывает правильно в
руку, и игрушка хвалит и гладит малыша. Важно, чтобы родители тоже были
включены в формирование этого навыка дома. Показывали своим примером во время
приема пищи, как правильно пользоваться столовыми приборами.
Готовность
детей к школе
Автор: Картавцева Марина Семеновна,
воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №197»
Поступление
в школу – важное событие в жизни ребёнка и членов его семьи. Родители зачастую
задаются вопросом готовности к школе, выбором школы и так далее.
Многие
родители под «готовностью к школе»
понимают умение читать и писать. Однако специалисты выделяют понятие
«психологической готовности» ребёнка к школе. Важным компонентом является
познавательная активность, лежащая в основе познавательных интересов и
познавательной деятельности, без которых обучение невозможно, ибо оно является
бессмысленной обязанностью. Именно познавательная активность школьника
позволяет приобрести знания об окружающем мире и эти знания, полученные в
период дошкольного детства, являются фундаментом предстоящего школьного
обучения. Особое внимание в дошкольном детстве следует обращать на развитие
речи, включающее в себя и умение пересказывать, и составление рассказа, и
правильность произношения звуков. Также в дошкольный период ребёнок овладевает
элементарными математическими представлениями, определяет величину и
соотношение, знакомится с основными геометрическими фигурами и многим другим в
интересной игровой форме.
К 6-7
годам у ребёнка формируются предпосылки учебной деятельности, то есть анализ
условий, умение выполнять задания в течение 10 - 15 минут, способность
выполнения 3-4 последовательных действий по просьбе взрослого. Большое значение
имеет не только умственная работоспособность, но и физическая выносливость.
Успешное
обучение в школе зависит и от того, насколько ребёнок хочет учиться – готов к
роли ученика. Этот переход из дошкольного к школьному периоду завершается
«вырастанием» из игрового вида деятельности в стремление к учёбе – основному
признаку готовности к школе. Происходит это чаще всего к 7 годам, иногда и в
течение восьмого года жизни.
Желаем успехов в освоении новых достижений!
Нравственное
воспитание будущего поколения
Картавцева М.С., воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 197"
За
всю многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания будущего
поколения - семейное и общественное, каждая из которых представляет собой
социальный институт воспитания, обладающий своими возможностями в формировании
личности ребёнка.
Современная
наука подчеркивает приоритетную роль семьи в вопросе воспитания ребёнка, однако
далеко не каждая семья способна в полной мере реализовать возможности по разным
имеющимся объективным и субъективным причинам. Именно в это время на помощь
приходят квалификационные специалисты в дошкольных учреждениях.
В
дошкольном учреждении воспитанию нравственности отводится особая роль.
Нравственное воспитание занимает ведущие место, приобщая детей к моральным
ценностям, а результатом нравственного воспитания является появление и
утверждение определенных нравственных качеств личности. В детском саду
закладываются и формируются азы нравственного воспитания, так как именно период
дошкольного детства отличается повышенной восприимчивостью. Дети воспитывают в
себя все: и способы общения, и способы поведения, отклонения, пользуясь своими
наблюдениями делая выводы свои, подражая взрослым.
Одним
из показателей нравственной воспитанности является отношение к людям, природе,
которое выражается в сопереживание, доброте. Именно это мы воспитываем в детях
в различных видах и формах работы: игровые ситуации, праздники, развлечения,
образовательная деятельность, повседневная жизнь.
Особенно
актуальной эта тема является в наше время, когда западная культура буквально
навязывает свою систему, мы воспитываем уважение к нашей культуре, традиционным
формам воспитания духовности, с раннего детства прививая и воспитывая уважение
к традициям наших предков, культуре, их мудрости. Ведь традиционная народная
культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и
форм культуры современного общества.
На
основе традиционности формируются важнейшие этнические идеалы, закрепляется
имеющийся опыт, формируются нравственные установки и моральные принципы,
регулируются нормы социальных отношений.
Дети
знакомятся с традициями и культурными ценностями своего народа, чёрная
вдохновение в своём близком окружении, воспитывают эту любовь, и благодаря
этому на имеющейся основе у них закладываются предпосылки любви к Родине,
гражданственности, патриотизма. Патриотизм, как и другие чувства обретается и
переживается индивидуально на основе духовности человека. Приобщение детей к
народной культуре является средством развития духовности. Наша деятельность в
данный период времени направлена на решение задач развития нравственного
восприятия мира, воспитание уважения и интереса к культуре своего народа, его
традициям.
Родители
наших воспитанников были активно вовлечены в данную работу, которые с огромным
восторгом и благодарностью отметим необходимость просвещения и восполнения
пробелов в вопросе воспитания нравственности у подрастающего поколения в ходе
систематической работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
Марина Семёновна прекрасный педагог. Она пользуется уважением родителей. Дети ее очень любят за ее доброту умение организовать игры и занятия на высоком профессиональном уровне.Спасибо вам за ваш труд...
ОтветитьУдалитьДельные советы, будем применять на практике!
ОтветитьУдалить