Педагогический час "Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ"
Мастер-класс"Использование игрового набора «Дары
Фребеля» в рамках образовательной и свободной деятельности в детском саду"
Воспитатели: Картавцева М.С., Демешко Д.С.
Сегодня
речь пойдет об уникальном пособии - «Дары Фребеля», которое открывает
безграничные возможности для развития ребёнка и педагога. Использование данного
материала делает обучение ярким и творческим и подходит как для индивидуальной
работы, так и для групповых занятий с детьми в возрасте с 2 до 7 лет,
активизируя познавательную активность ребёнка, самостоятельность и творческое
развитие в комфортных условиях. Игровой набор используется нами для развития
познавательно - исследовательской деятельности, развития элементарных
математических представлений, психических процессов, коммуникативных навыков и
умений.
Игровой
набор «Дары Фребеля» состоит из 14 модулей, упакованных в деревянные ящички и
инструкции
1.
Шерстяные мячики
2.
Основные тела
3.
Куб из кубиков
4.
Куб из брусков
5.
Кубики из призмы
6.
Кубики, столбики, кирпичики
7.
Цветные фигуры
8.
Палочки
9.
Кольца и полукольца
10.
Фишки
11.Цветные
тела
12.
Мозаика. Шнуровка.
13.
Башенки
14.
Арки и цифры
Использование
игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании соответствует ФГОС.
Ребёнок
творчески и интеллектуально развиваясь идёт от объемных тел к поверхностям, от
поверхностей к линиям, от линий к точкам. Порядок обозначаем номерами. Как уже
было сказано выше, игровой набор очень удобен и практичен в использовании
совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности.
В
данный промежуток времени мы используем в своей работе с детьми наборы:
1.
Куб из кубиков - Обучаясь с этим кубом, ребенок познает, что каждый предмет
может состоять из разных деталей, которые вместе образуют единое целое. Он
пробует разные формы, развивает творческие способности, учится собирать большие
предметы из маленьких частей. Это первый геометрический конструктор в жизни
малыша.
2.
Куб из брусков - Этот дар дополняет другой куб. Вместе они значительно
расширяют возможности ребенка для строительства новых фигур. Но этот — чуть сложнее,
у его частей другая форма. Объединяя детали обоих кубов, ребенок может
составлять фигуры с пустыми пространствами, лучше усваивать геометрию
предметов.
3.
Кубики и призмы - Занимаясь с этим кубом, ребенок обучается более сложным
задачам - благодаря этому развивается пространственное мышление и моторика рук.
Разнообразие кубов дает пространство для воображения, из кубиков разных
размеров можно собирать сложные фигуры.
4.
Кубики столбики кирпичики – данный дар знакомит детей с понятиями полуцилиндра;
развивается пространственное мышление. Вместе 4 набора составляют
большой и сложный конструктор, состоящий из простых геометрических фигур.
5.
Цветные тела - С этим Даром ребёнок: Развивает сенсорные навыки; Изучает
различные геометрические формы; Развивает умение классифицировать, сортировать,
сравнивать, выполнять задания по образцу.
6.
Башенки - С этим Даром ребёнок: Закрепляет названия геометрических фигур,
конструирование; Развивает речевые способности и игровую деятельность; Развивает
мелкую моторику рук.
В
рамках образовательной деятельности, в свободное же время в ходе
самостоятельной деятельности дети используют различные модули, опираясь на
имеющийся опыт.
Использование
«Даров Фребеля» делает обучение детей ярким и увлекательным
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе № 3
Автор: Картавцева М.С., воспитатель высшей категории
МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 197"
Цель:
Формировать
умения детей анализировать, делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания о
свойствах воды.
Развивать умение выражать мысли с помощью речи, умение сравнивать.
Воспитывать навыки
безопасного поведения, аккуратность,
интерес и опытно-исследовательской деятельности.
Оборудование: фартуки,нарукавники,трубочки,схемы,вода,молоко,перчатки,салфетки, стаканчики,
ложки.
Мотивационный
этап.
Воспитатель
(В): Ребята, посмотрите, что это у нас под ёлочкой,
что-то новенькое.
Дети
(Д): Конверт.
В: Разрешите мне открыть его. Вскрываем конверт. Кто-нибудь скажет, что здесь написано?
Д:
Предполагаемые
ответы детей.
В:
Позвольте,
я прочту.
Вы слышали о воде?
Говорят, она в ведре!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом
заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё всем не
умыться,
Не наесться , не
напиться
Смею всем я доложить!
Без неё нам не прожить!
А что вам известно о
воде?
(Выслушать предполагаемые
ответы детей).
В:
А где мы можем узнать о её свойствах?
Д:
В
нашей лаборатории.
В:
Предлагаю
надеть фартуки и нарукавники и пройти в лабораторию.
Работая в лабораторию
необходимо соблюдать ряд правил.
Д:
Ответы детей.
В:
А
кто забыл, тот может посмотреть .
Д:
Указывают
на памятку.
В:
Итак, изучив схемы, которые лежат перед вами, вы можете приступать к работе.
Деятельностный
этап.
После проведения опыта,
обязательно зафиксируйте результат (в виде рисунка, схемы)
Проведение
опытно-экспериментальной деятельности .
Опыт 1 – не имеет вкуса
Опыт 2 – не
имеет цвета
Опыт 3- не
имеет запаха
Опыт 4- не
имеет формы
Опыт 5- Льётся
В:
Ребята,
в конверте ещё два листа. Чтобы это могло значить?
Д:
Ответы детей (схема игр)
В:
Выберите, пожалуйста, в какую игру мы будем играть.
Физминутка-проведение игры.
В:
Ребята, давайте посмотрим, какие выводы вы сделали?
Д: Развешивают на доску свои рисунки, презентуя их.
Этап
рефлексии:
В:
Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего? В чём вы испытывали трудности?
Кто и как всем помог справиться?
Д:
Ответы детей.
В: Мне тоже очень понравилось вместе с вами проводить опыты. Вы большие молодцы и я хочу наградить вас памятными медалями
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.................................................................................. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................... 3
Значимые для разработки
и реализации характеристики.................... 7
Планируемые результаты освоения
программы................................... 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ................................... 11
Формы реализации программы.............................................................. 11
Методы реализации программы............................................................ 11
Способы и средства реализации программы........................................ 11
Перспективно-тематический план........................................................ 11
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ............................... 29
Материально-техническое обеспечение................................................. 29
План образовательной деятельности (по часам)................................. 29
Развивающая предметно-пространственная среда:............................ 32
Список литературы:............................................................................... 32
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В «Национальной доктрине
образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе
«Основные цели и задачи образования»
сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их
творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Всему этому способствуют занятия шахматами, которые
развивают интеллектуальные способности детей, вырабатывают характер,
«силу воли», дисциплину.
«Шахматы это не просто спорт - они делают человека
мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить
сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперед»
В.В. Путин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение шахмат в дошкольном возрасте позволяет реализовать многие цели и задачи — сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей таких психических процессов и качеств, как память, внимание, восприятие, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям развить в себе навыки коммуникабельности, расширяя круг своего общения, таким образом, преодолевая замкнутость. Так же актуальность программы объясняется еще и тем, что она является максимально доступной детям дошкольного возраста. Опорным моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, легенд, проведение развлекательных мероприятий и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к будущему обучению в школе. Многие педагоги и ученые отмечали и отмечают пользу от занятий шахматами. Не даром наш великий русский педагог В.А. Сухомлинский отмечал пользу шахмат для развития детей, написав: " Шахматы превосходная школа последовательного, логического мышления". В процессе игры в шахматы у детей идет ускоренный процесс общего развития, развивается память, мышление, внимание. Начиная логически мыслить, рассуждать, дети делают свои собственные выводы, учатся самостоятельно находить выход из сложившихся ситуаций. Кроме того, мне хочется отметить воспитательный характер, так как игра в шахматы еще и формирует чувство порядочности и ответственности, дисциплины. Занятия шахматами, безусловно, положительное влияние оказывают на интеллектуальное развитие детей. Однако, когда же начинать обучение этой поистине королевской игре. Тренера и педагоги спорят на этот счет - одни полагают, что начинать надо со школы, другие же считают, что многие начинали играть с 3-х 4-х лет. Изучив множество статей и книг, а так же полагаясь на свой педагогический опыт, я все же считаю, что начинать знакомить детей с шахматами можно и нужно с детского сада, однако, так как ведущим видом деятельности дошкольника, все же является игра, то делать это нужно особо аккуратно, строго в игровой форме, дабы не угас интерес. Детям необходимы сказки, легенды, театрализованные игры и тогда интерес только будет возрастать, что позволит в свою очередь привить интерес к этой бесспорно полезной игре, которая учит детей сравнивать, запоминать, думать, расширять кругозор. Шахматы дарят детям чувство радости и удовольствия.
Цель программы: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
1. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса
2. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
3. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
4. Научить ориентироваться на шахматной доске.
5. Научить правильно
помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать
горизонталь, вертикаль, диагональ.
6. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
7. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
8. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
9. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
10. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
11. Сформировать умение записывать шахматную партию.
12. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
13. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Принципы и подходы
Обучение осуществляется на основе
общих методических принципов:
1. Принцип
развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной
включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип
доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4. Принцип
психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
5. Принцип минимакса
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
6. Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
7. Принцип
вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
8. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Объем и реализация рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю во второй половине дня, по 25 и 30 минут.
В центре внимания находиться личность
ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы. Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:
Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 80 часов, в том числе:
первый год обучения - 40 часов, 2 раза в неделю по 25 минут. второй год обучения - 40 часов, 2 раза в неделю по 30 минут.
Характеристика особенностей развития детей старшей группы
(5-6 лет)
Ребенок овладевает основными
культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок способен
к волевым усилиям,
может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое
дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнѐром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»). У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д., Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными. Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Планируемые результаты освоения программы
К концу первого
года обучения дети знают:
-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
под боем, длинная
и короткая рокировка, шах, мат;
-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка,
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу второго года обучения дети умеют:
-ориентироваться на шахматной доске;
-согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой
фигуры друг с другом.
-правильно помещать шахматную доску между партнерами;
-правильно расставлять фигуры в начальном положении;
-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах;
-решать шахматные элементарные задачи.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Формы реализации программы: групповая, индивидуальная (работа с детьми,
пропустившими занятия по уважительной причине).
-
беседа с объяснением материала и показом
позиций на доске;
-
игра;
-
тренировочные игры;
-
турниры.
-
словесный: рассказ, беседа,
объяснение;
-
наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
-
практический: упражнение, тренинг, решение задач, этюдов,
соревнования, работа над ошибками.
Способы и средства реализации программы:
-
создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, имеющих
более высокий разряд над
младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района, соревнований с выездом в другие детские сады, родителей;
-
турниры с родителями.
Перспективно-тематический план
1 год обучения
1.Тема «Знакомство с шахматной доской»
Программное содержание: дать детям представление о шахматной доске, как игровом
поле для шахмат, дать детям краткую
историческую справку о возникновении
шахматной игры, фигурах, вызвать
у детей интерес к шахматам
расширить кругозор детей.
Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1.
Вводная часть. Рассказывание легенды «Два брата» с показом
иллюстраций. Гости занятия
– Чѐрная и Белая клеточки.
Основная часть. Объяснение воспитателя по
теме.
Упражнения:
«Расположи шахматную доску правильно», «Разложи шахматные поля».
3 часть: Загадывание шахматных загадок. Подарок детям - Шахматная тетрадь.
Задания в тетради:
«Раскрась клеточки как на шахматной доске».
2. Тема «В гостях у Горизонталика и Вертикалика»
Программное содержание: Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром,
правильном нахождении вертикалей и горизонталей, вызвать
у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
Вводная часть. Знакомство с героями занятия
Горизонталиком и Вертикаликом. Основная часть. Объяснение воспитателем нового материала. Упражнения: «Проведи пальцем по названой линии»,
«Поставь поле правильно».
3 часть: закрепление пройденного материала в шахматных загадках. Задания в тетради: «Исправь ошибки».
3. Тема «Диагональ»
Программное содержание: Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать еѐ с другими линиями.
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор
детей.
Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная
часть. Игры с Горизонталиком и Вертикаликом. «Кто быстрее составит
горизонталь?» и т.п.
2.
Основная часть. Объяснение воспитателем нового материала. Упражнения: «Найди самую короткую и длинную диагональ»,
«Какого цвета самая длинная диагональ», « Найди
цент шахматной доски».
3 часть: закрепление пройденного материала
в шахматных загадках.
Задания в тетради:
«Исправь ошибки».
4.Тема: «Знакомство с шахматными фигурами.
Пешка».
Программное содержание: Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах еѐ передвижения. Вызвать у детей интерес
к шахматам, расширить кругозор
детей.
Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Рассказ воспитателя о шахматных фигурах. Игры:
«Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек».
2. Основная часть: разучивание рифмовки
о пешке, способах еѐ хода.
Упражнения: «Поставь пешку на еѐ поле», «Покажи
способы хода пешки»»,
«По каким клетка может ходить пешка».
3 часть: чтение стихотворения Г. Мишина «Поход маленькой пешки» с показом иллюстраций или диафильма.
5.Тема «Бесхитростная фигура
– ЛАДЬЯ»
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий
и еѐ ценности. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить
кругозор детей.
Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Рассказывание легенды о ладье
2. Основная часть: разучивание рифмовки
о ладье, способах
еѐ хода. Упражнения: «Поставь ладью на еѐ поле»,
«Покажи способы хода ладьи»», «По каким клетка
может ходить ладья».
3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания
в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки и ладьи».
6.Тема «Могучая
фигура ФЕРЗЬ»
Программное содержание: Дать
представление о новой фигуре, способах действий,
еѐ ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес
к шахматам, расширить кругозор
детей.
Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Рассказывание легенды
о ферзе, почему она так называется.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о ферзе, способах его хода. Упражнения: «Поставь ферзя на его поле»,
«Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка
может ходить ферзь».
3 часть: Игры: «Колобок», «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная
и слабенькая». Задания
в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя».
7. Тема «Прыг, скок и вбок»
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, еѐ ценности и взаимодействии с
другими фигурами. Вызвать у детей интерес
к шахматам, расширить кругозор
детей.
Методические приѐмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
буквенно- цифровые коды, самостоятельное
конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Рассказывание легенды
о фигуре – конь.
2. Основная часть: разучивание рифмовки
о коне, способах его хода. Упражнения:
«Поставь коней правильно », «Покажи способы хода
коня», «По каким клеткам
может ходить конь».
3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания
в тетради: «Укажи стрелками ходы названных фигур»,
«Отгадай шахматные загадки».
8.Тема «Король
жаждет боя»
Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, еѐ ценности и взаимодействии с
другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить
кругозор детей.
Методические приѐмы: Построение графических схем,
моделей,
Ход занятия:
1. Вводная
часть. Рассказывание легенды о короле
как о самой главной фигуре в шахматах.
2. Основная часть:
разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на еѐ поле»,
«Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король».
3 часть: Игры: «Репка», «Теремок», «Чудесный мешочек». Задания
в тетради: «Укажи стрелками ходы шахматных фигур, «Нарисуй стрелками
способы передвижения короля».
9.Тема "Ворота Каиссии"
Программное содержание: Закрепить представления детей о расположении чѐрных и белых фигур на доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приѐмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
буквенно- цифровые коды, самостоятельное
конструирование позиций.
Ход занятия:
1. Вводная
часть. Рассказывание легенды о богине
шахмат – Каиссии. Показ иллюстраций.
2. Основная часть: Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении
игры», «Кто быстрее и правильнее».
3 часть: игры:
«Мешочек», «Да - нет»,
«Мяч».
10.Тема «Шах – что это?»
Программное содержание: Сформировать
понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить
детей
выводить «короля
из-под
шаха». Вызвать у детей
интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приѐмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
буквенно- цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Отгадывание шахматных загадок.
2.
Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения:
«Расстановка шахматных фигур в положение
шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах».
11.Тема «Шах – что это?»
Программное содержание: Продолжать
формировать понятие о шахе, как о
ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. Вызвать у детей
интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приѐмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
буквенно- цифровые коды,
самостоятельное конструирование
позиций.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Отгадывание шахматных загадок.
2. Основная часть: Повторение материала о шахе. Упражнения:
«Расстановка шахматных фигур в положение
шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах ».
3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется
ли шах в словах», «Сумей вывести фигуры
из под шаха».
12.Тема «Мат и пат»
Программное содержание: Дать детям определение «мат» и «пат».
Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приѐмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
буквенно- цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках
и заданиях.
2.
Основная часть: дать
определение «Мат»,
«Пат».
Упражнения:
«Расстановка шахматных фигур в позициях
мата и пата».
3 часть: отгадывание шахматных
загадок, заучивание рифмовки о мате и пате, задания в
тетради.
13. Тема «Мат и пат»
Программное содержание: Продолжать формировать у детей понятие
«мат» и «пат». Продолжать учить детей ставить
мат на малоклеточной доске. Вызвать
у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей.
Методические приѐмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
буквенно- цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.2. Основная часть:
закрепить понятие о «Мате» и «Пате». Упражнения:
«Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание
рифмовки о мате т пате, задания в тетради.
14.
Тема «Шахматная страна»
Ход занятия:
Вводная
часть. Чтение детям
И. Сухин «Шахматная сказка». Основная часть.
Знакомство детей с правилами поведения в шахматах.
Упражнения: «Выбери
правильный ответ».
3 часть: Отгадывание шахматных загадок.
Рисование на тему: «Я в шахматной стране».
15. Тема «Шахматный КВН»
Программное содержание: Закрепить
полученные знания о шахматах, вызвать
интерес и желание
играть в шахматы.
Расширить кругозор детей, воспитывать интерес
к играм соревновательного
характера.
Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций,
буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия:
Вводная часть. Представление жюри: методист, родители.
Деление на команды.
Основная часть: игры: «Расставь фигуры»,
«Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с
бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ».
3 часть: Подведение итогов. Награждение победителей.
Второй год обучения
1. Тема «В стране шахматных чудес»
Программное содержание: Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, активизировать мыслительную деятельность дошкольников. Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям. Ход занятия:
1. Вводная часть: краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали,
диагонали, центр, край, угол.
Шахматная нотация: адреса фигур.
2. Основная часть:
Игры:
«Прогуляйся по
улице»
(а,
в,
с
….)
«Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте» (пролететь по
черным диагоналям, по белым, по самым длинным,
по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.).
3 часть: Игра в "Крестики-нолики", повторить
цифры и буквы на шахматной
доске.
2.Тема «Игра на уничтожение»
Программное содержание: сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию
действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить
кругозор детей. Методические приѐмы: игровой, рассказ
воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1.
Вводная часть: игра «Огонь» (отметить
фишками, сколько полей обстреливает
определѐнная фигура (называется воспитателем) в центре, сбоку, в углу,
определить силу).
2. Основная
часть: игра «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило двух королей (нельзя подходить близко).
3 часть: игра «Собери урожай»
(съесть фигурой все пешки на доске).
3. Тема «Один
в поле воин»
Программное содержание: закрепить представление о ладье, способах еѐ передвижения, «веса». Учить детей, на
примере ладьи, «побивать» все фигуры противника.
Вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей. Методические приѐмы: игровой, рассказ воспитателя,
объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
цифрово-буквенные коды»
Ход занятия:
1. Вводная часть: Ладья - ходы: взятие,
сила. Линейные и
двойные удары. 2.Основная часть: Игра: «Огонь» (Отметить
фишками, сколько полей «обстреляет» ладья с середины
поля, с угла и края. Определить, кто
сильнее в бою). Игра: Соберем урожай»
(расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей,
стараясь затратить не более двух
ходов на каждую пешку). 3 часть: игра «Морской бой», повторение названий:
горизонталь, вертикаль, диагональ. Написание букв. Начертить
в тетради шахматную доску.
4. Тема «Защита
контрольного поля»
Программное содержание: закрепить представление о ладье, способах еѐ передвижения, «веса». Учить детей с
помощью одной, двух фигур защищать выделенный
участок шахматной доски. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить
кругозор детей. Методические приѐмы: игровой, рассказ
воспитателя, объяснение, вопросы
к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
цифрово- буквенные коды».
Ход занятия: 1. Вводная часть: место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. 2.Основная часть:
дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
3 часть: "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи
против одной, две ладьи против
двух), "Ограничение подвижности".
5. Тема «Как Ладья похудела»
Программное содержание: Познакомить с понятием «рокировка», еѐ разновидностями; развивать
наблюдательность и внимание;
расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных
ходов; вырабатывать у ребѐнка выдержку.
Вызвать у детей интерес к шахматам. Методические приѐмы: игровой, рассказ
воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды». Ход занятия:
1. Вводная
часть: рассказ воспитателя: король самая главная
фигура и его надо защищать,
для него придумали ход, рокировка. В этом ходе принимают
участие две фигуры:
король и ладья. 2.Основная часть: показ рокировки
в длинную и короткую
сторону (король делает два шага по направлению к ладье,
вставая на поле того же цвета,
а ладья через него перепрыгивает и становится рядом). Запись о - о; о - о - о. Потренировать в выполнении рокировки
без других фигур. Познакомить с правилами, когда рокировку делать нельзя. 3 часть: игра: «Кто
первый?» (из 2-3 предложенных
позиций найти где мат).
6. Тема «Захват
контрольного поля»
Программное содержание: закрепить
представление о слоне, туре, способах его передвижения, «веса». Учить
детей, на примере слона - фигуры, за минимальное число ходов, проходить
до определѐнной клетки шахматной доски; вырабатывать у ребѐнка спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребѐнка
выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей. Методические приѐмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям,построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово- буквенные
коды». Ход занятия:
1. Вводная часть: игра «огонь».
Рассказать детям о
приблизительной стоимости слона, приняв за единицу
измерения одну пешку (пешка - одна
единица) 2. Основная часть: игра: «Кто внимательнее?». Показать несколько «ловушек», в которые можно попасть, если соблазниться
«приманкой»
противника. 3 часть: игра на «объедение» (за 10 - 15 ходов съесть большее
количество фигур).
7.
Тема «Вежливые слоны»
Программное содержание: учить детей, играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два
слона против одного, два слона против двух)
проходить «лабиринт» до определѐнного поля на доске. Вырабатывать у ребѐнка
спокойствие, показать изящество и
красоту
отдельных ходов;
вырабатывать у ребѐнка
выдержку. Вызвать у детей интерес
к шахматам,
расширить кругозор
детей. Методические приѐмы:
игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
цифрово- буквенные коды».
Ход занятия: 1. Вводная часть: Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. 2.Основная часть: белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая
фигура. 3 часть: дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
8. Тема «Шахматная нотация»
Программное содержание: закрепить
понятие «шахматная нотация»; учить записывать шахматные
партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю; показать изящество
и красоту шахматных
комбинаций; тренировать память и внимание.
Вырабатывать у ребѐнка
спокойствие, показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать
у ребѐнка выдержку. Вызвать у детей
интерес к шахматам, расширить кругозор детей. Методические приѐмы: игровой, рассказ
воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических
схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково- символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Загадки по тетрадке: квадрат 8х8 см., обозначены буквы и цифры, как на
шахматной доске.
2.Основная часть: шахматная нотация: игра «Кто быстрее?». Воспитатель записывает на доске шахматные поля, дети
находят их у себя в блокноте и обозначают
буквой и цифрой. Повторение правил хода ладьи, слона, ферзя, короля и пешки (кроме правила превращения
и взятия на проходе). 3 часть: игра: «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске, стараясь
как
можно скорее попасть на названное
преподавателем шахматское поле: страну).
Обозначить в блокноте все поля буквами
и цифрами, повторить
буквы и изучение правила хода фигур. Игра "Морской бой". Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
9.
Тема «Волшебный квадрат»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием
«квадрат пешки» и правилом
квадрата; тренировать логическое мышление; обогащать детскую фантазию. Вырабатывать у ребѐнка спокойствие, показать
изящество и красоту отдельных ходов;
вырабатывать у ребѐнка выдержку. Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор детей. Методические приѐмы:
игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на
конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»,
знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". 2.Основная часть: Знакомство с «квадратом пешки».
3 часть:Дидактические игры
"Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка
против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".
10.
Тема «Спасительница – оппозиция»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой;
пополнять знания учащихся;
заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах,
продолжать развивать интерес
к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребѐнка спокойствие; обогащать детскую
фантазию, расширить кругозор
детей. Методические приѐмы:
игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций,
цифрово-
буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: постановка проблемы: оба короля сегодня будут бегать т.к. мы сегодня познакомимся с понятием «оппозиция».
2.Основная часть. Оппозиция это такое положение королей, когда они стоят друг против друга по вертикали или
диагонали, при этом они стоят на клетках одного цвета. Если короли стоят через одну клетку, то оппозиция называется ближней. С помощью оппозиции
короли борются друг с другом.
Упражнение в постановки королей
в оппозицию по
горизонтали, вертикали, диагонали. Показать,
как, используя знания
оппозиции поставить мат ладьей с помощью короля:
заставлять короля противника вставать в ближнюю оппозицию и
в это время делать шах ладьей, своим королем
стараться вставать на ход коня, подгонять короля к краю доски.
3 часть: упражнение в парах в
постановке мата ладьей и королем.
Проверить усвоение материала.
11.
Тема «Непобедимый»
Программное содержание: Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и
играть дебют; рассмотреть «хорошие и
плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры, пополнять
знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность
в своих силах. Методические приѐмы: игровой,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково- символический метод.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Постановка проблемы: Выполнить правила дебюта (занят центр, развиты легкие фигуры, сделать рокировку, дополнить эти
правила: лучше
не
выводить
ферзя вначале партии, не ходить
несколько раз одной и той же фигурой,
не заниматься охотой на пешек). 2.Основная часть: показать варианты
нападения на поле F7 - F2 (мат
на втором, четвертом, седьмом ходах) и защиту
от него. Показать
мат легаля (конем).
3 часть: игра: в парах с целью поставить
мат в начале партии; потренироваться в
постановке мата
в
дебюте, в
умении
поставить защиту.
12.
Тема «Волшебный мир комбинаций»
Программное содержание: Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной
шах, матовый финал);
показать волшебство, изящество
и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. Методические приѐмы: игровой, рассказ
воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование
позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1.Вводная часть: Что такое «ловушка? В шахматной игре тоже можно поставить
противнику ловушки, но можно и самим в них угодить. 2.Основная часть: показ вилки, которые могут подстроить пешки, слоны,
ладья, ферзь, король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может подстроить вилку - шах с потерей
ладьи. Рассказать, как можно связать
«в игре
фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как получается двойной шах. Обратить
внимание, что защититься от него с помощью других фигур нельзя,
король спасается сам.
3 часть: игровые упражнения
«сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями», «свяжи фигуру»,
«поставь двойной шах».
13.
Тема «Волшебный мир комбинаций»
Программное содержание: Сформировать у детей понятия: «мельница»,
«вилка», двойной шах, матовый
финал; учить понимать
о чѐм идѐт речь;
показать
волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить
ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.
Методические приѐмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем,
рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково- символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: повторение понятий вилка. 2.Основная часть: рассказать, как можно связать «в
игре фигуры противника» и показать разные варианты
связок. Показать, как получается двойной шах, матовый
финал, дать определение «мельница» (серия чередующихся шахов при которой можно съесть почти все неприятельские фигуры). Показать комбинацию мельница. 3 часть:Игровые упражнения «сделай вилку, мельницу», «свяжи фигуру»,
«поставь двойной шах, матовый финал».
14.
Тема «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь
удачу»
Программное содержание: учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более
разумно и рационально распоряжаться небольшими
шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадѐжных положений с
честью; продолжать развивать интерес
к миру шахмат; вырабатывать у ребѐнка настойчивость и выдержку; расширять
кругозор. Методические приѐмы:
игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка,
повторения, задания на конструирование позиций, цифрово-буквенные коды», знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: совместное обсуждение четырех вариантов; линейный
мат, мат ладьей,
мат ферзем, пат. 2.Основная часть: решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для
друга, в случае затруднения педагог
помогает. 3 часть: соревнование с подсчетов очков (одно
очко за придуманную самим ребенком задачу и одно очко за решение
кратчайшим способом,
1\2 очка за задачу, придуманную с помощью педагога
1\2 очка за нерациональное решение; очков, если задачу придумает за
ребенка педагог и 0 очков,
если задача не решена). Впервые
определяется победитель.
15.
Тема «Здоровые телом
– сильные духом!»
Программное содержание: закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить
восхищаться удивительной игрой; вырабатывать
у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал
детей. Методические приѐмы: игровой, рассказ
воспитателя, объяснение, вопросы
к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на
конструирование позиций, цифрово-буквенные коды»,
знаково-символический метод.
Ход занятия: 1. Вводная часть: выбор жюри, представление
команд. 2.Основная часть: эстафеты,
шахматные загадки, задачи, головоломки. 3 часть:
завершение праздника, подведение итогов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
-
уголок «Шахматы» в учреждении,
-
интерактивная доска,
-
столы и стулья,
-
комплекты шахмат и досок (6-8 комплектов),
-
шахматные часы,
-
дидактические игры для обучения игре в шахматы,
- наглядные пособия (альбомы, иллюстрации). План образовательной деятельности (по часам)
Первый год обучения
№ за- нятия |
Тема |
Цель |
Кол-во занятий |
1-3 |
«Знакомство с шахматной доской» |
Дать детям
представление о шахматной доске, как игровом поле
для шахмат. |
3 |
4-6 |
Горизонталь и Вертикаль |
Познакомить детей
с линиями на шахматной доске, поупражнять их в
быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. |
3 |
7-9 |
«Диагональ» |
Учить детей
видеть диагональ на шахматной доске, не путать
еѐ с другими линиями. |
3 |
10-12 |
«Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» |
Познакомить детей
с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах еѐ передвижения. |
3 |
13-14 |
«Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» |
Дать представление о новой фигуре, способах действий и еѐ ценности. |
2 |
15-16 |
«Могучая фигура ФЕРЗЬ» |
Дать представление о новой фигуре, способах действий, еѐ ценности и взаимодействии с другими фигурами. |
2 |
17-18 |
«Прыг, скок и вбок» |
Дать представление о новой фигуре, способах действий, еѐ ценности и взаимодействии с другими фигурами. |
2 |
19-21 |
«Король жаждет
боя» |
Дать представление о новой фигуре, способах действий, еѐ ценности и взаимодействии с другими фигурами. |
3 |
22-24 |
«Фигуры на доске» |
Закрепить представления детей о расположении чѐрных и белых
фигур на доске. |
3 |
25-27 |
«Шах – что это?» |
Сформировать понятие о шахе,
как о ситуации нежелательной для
короля, научить детей выводить «короля
из-под шаха». |
3 |
28-30 |
«Шах – что это?» |
Продолжать формировать понятие о шахе,
как о |
3 |
|
|
ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. |
|
31-33 |
«Мат и пат» |
Дать детям
определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. |
3 |
34-36 |
«Мат и пат» |
Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей
ставить мат на малоклеточной доске. |
3 |
37-38 |
«Шахматная страна» |
Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения
играть в шахматы. |
2 |
39-40 |
«Шахматный КВН, шахматный бал» |
Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес
и желание играть
в шахматы. |
2 |
Итого: |
40 |
Второй год обучения
№ за- нятия |
Тема |
Цели |
Кол-во занятий |
1-2 |
«В стране шахматных
чудес» |
Закрепить у детей интерес
к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость |
2 |
3-5 |
«Игра на уничтожен ие» |
Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию
действий. Учить детей
играть ограниченным числом
фигур (одна или две). |
3 |
6-8 |
«Один в поле
воин» |
Закрепить представление о ладье, способах еѐ передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. |
3 |
9-11 |
«Защита контрольн ого поля» |
Закрепить представление о ладье, способах еѐ передвижения,
«веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур
защищать выделенный участок
шахматной доски. |
3 |
12-15 |
«Как Ладья похудела» |
Познакомить с понятием «рокировка», еѐ разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор
дошкольников; показать изящество и
красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребѐнка выдержку. |
4 |
16-18 |
«Захват контрольн ого поля» |
Закрепить представление о слоне, туре,
способах его передвижения, «веса». Учить детей, на
примере слона - фигуры, за минимальное число
ходов, проходить до определѐнной клетки шахматной доски;
вырабатывать у ребѐнка
спокойствие. |
3 |
19-21 |
«Вежливые слоны» |
Учить детей, играя лишь
одними фигурами – на примере слонов (слон против
слона, два слона
против одного, два слона против
двух) проходить «лабиринт» до определѐнного
поля на доске. |
3 |
22-25 |
«Шах- матная нотация» |
Закрепить понятие
«шахматная нотация»; учить
записывать шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю;
показать изящество и красоту шахматных комбинаций; тренировать память и внимание. |
4 |
26-27 |
«Волшеб- ный квадрат» |
Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; продолжать развивать интерес
к миру шахмат;
тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребѐнка
спокойствие; обогащать детскую
фантазию. |
2 |
28-29 |
«Спаси- тельница
– оппозиция » |
Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах. |
2 |
30-31 |
«Непобеди мый» |
Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть
дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий
характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры. |
2 |
32-33 |
«Волшеб- ный мир
комбина- ций» |
Продолжить знакомить дошкольников с миром
комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый
финал); показать волшебство, изящество и красоту
шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и
внимание. |
2 |
34-35 |
«Волшеб- ный мир комбина- ций» |
Сформировать у детей понятия: «мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал;
учить понимать о чѐм идѐт
речь; показать волшебство, изящество и красоту
шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и
внимание. |
2 |
36-37 |
«Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» |
Учить дошкольников решать
различные шахматные этюды и задачи; учить
более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами,
достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадѐжных положений с честью;
продолжать развивать интерес
к миру шахмат;
вырабатывать у ребѐнка настойчивость и
выдержку; расширять кругозор. |
2 |
38-39 |
«Реши этюд,
отгадай задачу – сыщешь удачу» |
Продолжать учить
дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить
более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей,
находить выход из безнадѐжных положений с честью; продолжать развивать интерес
к миру шахмат;
вырабатывать у ребѐнка
настойчивость и выдержку; |
2 |
|
|
расширять кругозор. |
|
40 |
«Здоровые телом – сильные духом!» |
Закреплять,
используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур;
учить восхищаться
удивительной игрой; вырабатывать у детей
уверенность в своих
силах и стойкий
характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей. |
1 |
Итого: |
40 |
Развивающая предметно-пространственная среда:
- дидактические игры для обучения
игре в шахматы;
- наглядные
пособия (альбомы, тренировочные- диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты) ;
- книжно-печатная
шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и- д.п.);
- комплект методической литературы.
1. Сухин И. «Волшебные фигуры» Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
4. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране.
– М.: Поматур, 2000.
5. Сухин, И. Г. Шахматы,
первый год, или Учусь и учу [текст]:
пособие для учителя
/ И. Г. Сухин. — Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования–Электронный ресурс:
минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №
197»
ПАСПОРТ
творческого социально-значимого
проекта
(для детей младшего дошкольного возраста)
«Русская народная культура и традиции»
разработали: Картавцева М.С., воспитатель
Павлова Л.В., музыкальный руководитель
Участники проекта: сотрудники
ДОУ, дети, родители, специалисты ИЗО-студии «Юный художник» города Краснодара
Сроки
реализации проекта: 1 марта – 30 апреля 2016 года
Актуальность проекта
Традиционная народная культура является
глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры
современного общества.
Наследие
традиционной народной культуры является источником современной национальной
культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт
практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие
этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются
нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст ‑ самая
важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего
возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их
мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и
традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком
окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются
предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому
другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить
чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе
патриотизма лежит духовное самоопределение.
Проблема: заключается в том, что в наше время
дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное
ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира ‑
русской матрёшкой ‑ это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний
о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение
детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования
у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой
направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции?
Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре,
развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи
проекта:
1. Познакомить
детей с народными традициями, народным искусством.
2. Дать
представление об устройстве русской избы, о народном промысле.
3. Изготовить
лэпбук для детей о фольклоре.
4. Развитие
эстетического и нравственного восприятия мира.
5. Воспитывать
интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
6. Привлечь
родителей и детей к совместному творчеству «Укрась пасхальное яйцо».
Ожидаемый
результат:
- познакомить
детей с предметами старинного русского
быта и традицией чаепития;
- продолжить знакомить
детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;
- расширить
представление о народном искусстве;
- формировать
понятие о жанре русского народного творчества «сказка»;
- воспитывать
интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;
- организовать
в группе выставку совместных работ с родителями «Пасхальное яйцо»
Этапы
проекта:
1.
Организационный:
- формулирование
цели и определение задач;
- составление
плана основного этапа проекта;
- подбор и
анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта;
- подбор
материалов по теме проекта;
- изготовление
лэпбука для детей «Фольклор»;
- взаимодействие
с родителями: проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц.
2. Планирование деятельности в процессе реализации
проекта:
Сроки |
Вид
мероприятия |
Тема |
Цели,
задачи |
Март 1 неделя Апрель 2
неделя |
Рассматривание
иллюстраций, беседы: |
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка,
дудочка, ложки, трещотка, бубен. |
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами.
Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре. |
Март 2 неделя |
|
«Веселые
матрешки» |
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной
игрушки. |
Март 2-3 неделя Апрель 3
неделя |
Чтение художественной литературы: |
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и
медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». |
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного
творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного,
отвечать на вопросы. |
Апрель 1
неделя |
Игровая
развивающая ситуация по развитию речи |
«В гости к нам пришла матрешка» |
Цель: Знакомить детей с историей и
традициями культуры русского народа. Задачи: Познакомить
детей с народной игрушкой (матрешка,
свистулька и др.); Продолжать
знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать
коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к
традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору. |
|
|||
Апрель 4
неделя |
Кукольный
спектакль |
"Пасхальный
колобок" |
Цель:
Активизировать познавательный
интерес - приобщать к
истокам русского народного творчества посредством кукольного театра -
способствовать эмоциональному благополучию детей - развивать
память, внимание, любознательность |
Март 4 неделя |
Дидактические
игры: |
«Угадай по
звуку?» |
Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах.
Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре. |
Апрель 3 неделя |
|
«Что растет в
саду и огороде?» |
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и
фруктов. |
Март 3-4 неделя Апрель 2-3 неделя |
Подвижные игры: |
«Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору». |
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;
знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять
умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в
пространстве. |
Март 1 неделя Апрель 4 неделя |
Хороводные игры: |
«Каравай», «Заинька попляши» |
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;
знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. |
Март, апрель |
Знакомство с фольклором: |
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с
пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных
песен. |
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной
речи. |
Март, апрель |
Работа с родителями |
Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании:
потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных
яиц. |
|
3.
Заключительный:
- дети
познакомятся с народной игрушкой, с предметами старинного русского быта
(сотрудничество с «Музеем старинных вещей и предметов» г.Краснодар);
- продолжают
знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- у детей
сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- расширятся
представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде,
элементах русского народного костюма и
т. д.).
- повышается
интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с
народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).
- в группе
будет организована выставка «Пасхальное яйцо».
4. Продукты
проекта
Проведен
мастер-класс для родителей по украшению пасхальных яиц, с привлечением
специалистов ИЗО-студии «Юный художник» города Краснодар.
Организована в
группе выставка «Пасхальное яйцо».
Изготовлен
детский лэпбук «Фольклор».
Проведен
кукольный спектакль для детей младшего возраста "Пасхальный колобок".
ПАСПОРТ
Творческий социально-значимый
проект
«Приобщение
дошкольника к истокам национальной культуры средствами фольклора»
(для детей среднего дошкольного возраста)
разработали: Картавцева М.С., воспитатель, Павлова Л.В., музыкальный руководитель
Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети, родители, специалисты: школы искусств № 7,
детской
библиотеки № 4 города Краснодара.
Сроки реализации проекта: 1 сентября – 30 ноября 2017 года
Актуальность проекта
У каждого народа свои культурные традиции,
которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забыть о
прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры,
о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой
частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время,
когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что
уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях,
воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче
разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей,
ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
Знакомя детей с народными играми, мы
возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре
есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина
своей страны.
Необходимость приобщения молодого
поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня,
как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши
потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя
как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной
культурой: русские народные танцы, устный народный фольклор: считалки, стихи,
потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят
играть.
Радость
движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них
устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая
эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные
игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в
преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью
интернационального, художественного и физического воспитания детей разного
возраста.
Неоценимым национальным богатством
являются народные игры. Они вызывают
интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена
информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте,
труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых
праздников.
Цель:
Сохранение,
возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего
поколения в современном детском саду.
Задачи:
- Создать
систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через
русские народные игры.
- Привлечь
родителей к воспитательно-образовательному процессу через проведение русских
народных подвижных игр.
- Создать
условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
-
Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить
детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Этап 1.
Теоретический.
План:
1.
Информационный и рекламный блоки.
2. Проведение
опроса - анкетирования.
3. Подбор
методической литературы.
Этап 2.
Подготовительный.
План:
1. Создание
предметно — развивающей среды.
2.
Оформление уголков старины, русского быта и игрушки.
3. Взаимодействие
детского сада с родителями.
Этап 3.
Практический.
План:
1. Консультации для педагогов, родителей.
2. Занятия,
выставки, для родителей и детей.
3. Чтение художественной литературы.
4. Проведение занятий по образовательным
областям: художественное
творчество, музыкальное развитие.
5. Развитие
мелкой моторики ‑ разучивание пальчиковых игр.
6. Советы
музыкального руководителя в родительских уголках.
7.
Привлечение родителей в изготовлении атрибутов для костюмов.
Этап 4.
Заключительный
План:
1.
Подведение итогов.
2.
Обобщение опыта работы по теме.
3.
Оформление выставки работ.
4.
Развлечение ко дню матери (с
использованием полученных знаний на основе народных игр, потешек, сказок и
т.д.)
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего
возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями
устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать
духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем
они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Анализ
достижения поставленной цели и полученных результатов
- В группе
создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре,
народному искусству;
-
Разработан план по приобщению к народной культуре;
-
Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных
игр;
- В уголках
для родителей помещается материал по народным праздникам;
- У детей
появился интерес к народным играм;
-
Сформировался необходимый минимум
знаний;
-
Познакомили детей с народными играми, народным календарём, традициями, бытом,
обычаями русского народа;
- Возросло
желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развивали
координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развивали
инициативу, творческие способности;
-
Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
Результатами
проведенной работы с детьми являются:
1.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют
играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание
сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного
искусства.
4. Участие детей в русских народных праздниках.
5. Знание
русского народного костюма.
6. Бережно
относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Работа с родителями
Анализ экспресс - опроса родителей показал,
что дети так же играют в игры и дома. Результаты этого же опроса выявили, что
сами родители не всегда готовы поддержать ребенка в народной игре, так как не
имеют представления и умения играть в данные виды игр.
Таким образом, встал вопрос о повышении
уровня компетентности родителей в области фольклорно-народной игры. Чтобы
родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, активно
участвующих в жизни сада и в жизни своего ребенка, был разработан план совместной работы воспитателей, родителей и
детей.
- Проведено
родительское собрание "Мамочка моя милая" с использованием фольклорного материала полученного в течение
проекта
- Изготовление
совместно с детьми атрибутов для
костюмов сказки "РЕПКА"
- Была дана
консультация музыкального педагога по теме «Народные игры».
- Консультация
воспитателей по теме «Важность
приобщения детей к истокам русской культуры».
Совместное творческое сотрудничество
позволило осуществить наш проект. Повысилась педагогическая культура родителей.
Установились с ними доверительные и партнёрские отношения. Родительский
коллектив стал главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей
к русской народной культуре способствующей развитию личностных качеств ребенка,
раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорно-народных игр.
Тематическое
планирование проекта:
Сроки |
Вид
мероприятия |
Тема |
Цели,
задачи |
сентябрь 1 неделя |
Вечер игр и
хороводов
|
«Как у наших у ворот» |
Цель: Познакомить
детей с русскими народными играми. Прививать интерес к народной игре. |
сентябрь 2 неделя |
Библиотека № 4 в
гостях у малышей |
«Бабушкин сундучок» |
Цель: познакомить
детей с русской народной сказкой. |
сентябрь 3 неделя Октябрь 3 неделя Ноябрь 2 неделя |
Чтение
художественной литературы:
|
Русские
народные сказки: «Морозко», «Лиса и кот», «Царевна лягушка», «Сивка-бурка» «Заяц хвастун».
|
Цель: Формировать у
детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать
внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. |
сентябрь 4
неделя |
Игровая развивающая
ситуация по развитию речи |
«Кубанский огород» |
- Обогащение
активного словарного запаса с прилагательными. - Выработка умений преобразования имён
существительных в имена прилагательные. - Совершенствование умений определения знакомых
звуков в словах. - Развитие чувства вкуса. - Развитие мелкой моторики рук. |
|
|||
Октябрь1
неделя |
Вечер загадок |
"Угадай-ка" |
Цель: продолжать обучать детей отгадыванию загадок. Задачи: уточнять представления
детей о загадках, учить отгадывать
описательные загадки,
воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать
усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный
запас. |
Октябрь2
неделя |
Кукольный театр
|
«Теремок» |
. Цель: Активизировать познавательный интерес - приобщать к истокам русского народного творчества посредством
кукольного театра - способствовать эмоциональному благополучию детей - развивать память, внимание, любознательность |
октябрь 3 неделя |
Мастер-класс для педагогов ДОУ с привлечением специалистов
«Школы искусств № 7» |
«Петриковская роспись» |
Цель: Познакомить с
историей Петриковской росписи Задачи: развить чувство композиции -научить писать элементы в определенном порядке - вызвать интерес к дальнейшему изучению основ Петриковской росписи |
октябрь 3-4 неделя ноябрь 1-2 неделя |
Подвижные
игры:
|
«Золотые
ворота», «Мышеловка», «Гори, гори ясно», «Мороз красный нос», «Горелки», «Бой Петухов»
|
Цель: приобщать
детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми;
развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не
наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве. |
октябрь 4 неделя |
Осеннее
развлечение |
«Во саду и в
огороде» |
Цель: создание
радостного настроения у детей |
Ноябрь 1 неделя |
Вечер
хороводный игр |
«Мой веселый
хоровод» («Карусель», «Колобок», «Шел король по лесу») |
Цель: формировать
любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору,
способствовать развитию памяти, связной речи. -прививать любовь к народному слову с помощью малых
форм |
2 неделя |
Музыкальная гостиная (Слайд фильм) |
«Кубань моя ты - Матушка» |
Цель: знакомство с песенным народным творчеством Кубани Задачи: развивать эмоционально-
образное восприятие народной музыки -способствовать развитию
творческого потенциала на основе народной музыки |
ноябрь 3 неделя |
Шумовой оркестр |
«Веселые музыканты» |
Цель: развивать творческие способности детей на основе
народных музыкальных шумовых инструментах Задачи: Развивать
в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы. Развивать
творческую фантазию, воображение. Развивать
чувство ритма, слухового внимания. Развивать
творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений и игры на
музыкально-шумовых инструментах. Развивать
речь, слуховое внимание, музыкальную память |
Ноябрь 4 неделя |
Драматизация Сказки «Колобок» (в рамках «Дня матери») |
«Сказка Колобок» |
Задачи: 1. Развивать умение детей играть роли в
знакомой сказке. 2. Создать у детей радостное веселое настроение от встречи с любимыми
героями сказок. 3. Развивать умение детей
дошкольного возраста проявлять заботу,
оказывать помощь окружающим. 4. Обогащать словарь детей добрыми словами. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий